Машиностроительное черчение Сборочный чертеж Системы автоматизированного проектирования (САПР) Сварные соединения Червячная передача Рабочие чертежи Спецификация Сборочный чертеж сварного соединения

Машиностроительное черчение выполнение четежей


Зубчатое (шпилевое) соединение

Зубчатое, или шлицевое соединение какой-либо детали с валом образуется выступами, имеющимися на валу, и впадинами такого же профиля во втулке или ступице (рис. 385). Это соединение аналогично шпоночному, но так как выступов несколько, то это соединение по сравнению со шпоночным имеет значительное преимущество. Оно способно передавать крутящие моменты значительной величины, легко осуществлять общее центрирование втулки и вала и их осевое перемещение. Поэтому его применяют в ответственных конструкциях машиностроения.

ОНГ ЭСА

http://matses.ru/shershenie/gost1.html Оформление чертежей

По форме поперечного сечения выступов зубчатые соединения делятся на соединения прямобоч- ного профиля - ГОСТ 1139—80 (рис 386, а) и эвольвентного профиля — ГОСТ 6033—80 (рис. 386, б).

РИС. 387

На рис. 387 представлены примеры условных изображений шлицевых соединений на чертежах. Эти условности позволяют сделать чертеж более простым, наглядным и легко выполнимым

В машиностроении широко применяются зубчатые соединения прямобочного профиля, выполняемые по ГОСТ 1139—80, который устанавливает размеры элементов соединения, их предельные отклонения и условные обозначения.

Соединения прямобочного профиля характеризуются числом зубьев г, диаметрами <1 и Б, шириной зуба Ь. ГОСТ 1139—80 предусматривает различные сочетания г, (1 и Б, каждому из которых соответствует определенное значение Ъ. Эти сочетания образуют три серии: легкую, среднюю и тяжелую.

Уклон — это отношение разности высот двух точек прямой к расстоянию между ними. Уклон обозначается специальным знаком " < ", а вершина которого направлена в сторону уклона (рис. 27,а).

Конусность — это отношение диаметра основания конуса или разности диаметров оснований усеченного конуса к их высоте, выраженное в виде простой дроби, которое пишется после специального знака "<"в виде равнобедренного треу гольника. Вершина этого знака направлена в сторону верши ны конуса (рис. 27,6). В машиностроении значения конуснос ти стандартизованы и составляют величину 1:3, 1:5, 1:7, 1:8, 1:10 и т.д.

Размеры, относящиеся к внутренним и внешним поверхнос тям изделия рекомендуется наносить раздельно: внешние — со стороны вида, внутренние — со стороны разреза в случае совме щенного разреза (рис. 20). Если выполнен полный разрез, то внешние размеры наносятся с одной стороны изображения, а внутренние — с другой.

Следует обязательно показывать размеры между осевыми линиями и параллельными обработанными плоскостями, при нятыми за базу отсчета размеров.

Для сокращения количества размеров можно пользоваться знаком для обозначения квадрата, размеры которого могут быть


нанесены, как показано на рис. 2&,а,б,в. Высота знака равна но меру шрифта, которым написаны размерные числа.

Размеры нескольких одинаковых элементов изделия (от верстия, фаски и др.), как правило, наносятся один раз с ука занием на полке линии-выноски количества этих элементов (рис. 28,г).

Следует отметить, что на чертеже нужно наносить такие раз меры, которые можно легко измерить (проконтролировать) обыч ным измерительным инструментом массового производства.


Последовательность выполнения сборочного чертежа готового изделия