Машиностроительное черчение Сборочный чертеж Системы автоматизированного проектирования (САПР) Сварные соединения Червячная передача Рабочие чертежи Спецификация Сборочный чертеж сварного соединения

Машиностроительное черчение выполнение четежей

Разновидности зубчатых передач и их элементов

Кроме цилиндрических, конических и червячных зубчатых колес в отдельных случаях применяются колеса и детали других форм и с иной формой зубьев.

Например, цилиндрические зубчатые колеса в ряде случаев выполняются с косыми зубьями (рис. 424, а). Косой зуб представляет собой часть винтового зуба, расположенного на цилиндрической поверхности. Косой зуб характеризуется направлением (правое или левое) и угломмшклона зуба р к оси, представляющем собой дополнительный угол до'90° к углу подъема винтовой линии на делительном цилиндре.

При расчете косозубых цилиндрических колес различают окружной шаг р( и нормальный шаг р^, которым соответствует окружной модуль:

На рис. 424, б представлена развертка боковой поверхности делительного цилиндра косозубого колеса, на котором наглядно видно направление зуба и угол наклона зуба.

Окружной шаг р( измеряется в торцовом сечении колеса. Нормальный шаг рп измеряется в направлении, перпендикулярном направлению зуба.

РИС. 424

Зависимость между окружным и нормальным шагом определяется из треугольника ABC: ВС = = AC cosp или рп = pf cosp (рис. 424, б).

Из последнего равенства, разделив обе его части на я, получаем тп — mt cosp.

Шевронные колеса (рис. 425, в) можно рассматривать как два совмещенных косозубых колеса с разным направлением зуба.

Кроме конических колес с прямыми зубьями применяются колеса с косыми (тангенциальными), а также с круговыми зубьями (рис. 425, г).

Если необходимо показать на изображениях зубчатых зацеплений направление линии зуба, то на изображении наносят три сплошные тонкие тинии (рис. 425, а—г). Условные изображения других зубчатых колес, червяков и т.п. выполняются по ГОСТ 2.402-68.

РИС. 425

Кроме цилиндрических зубчатых передач с внешним зацеплением зубьев применяются передачи с внутренним зацеплением зубьев (рис. 426, а).

Расчеты параметров этих колес и их рабочие чертежи выполняют так же, как и для колес с внешними зубьями. При этом необходимо учитывать, что у колеса с внешними зубьями высота головки зуба откладывается от делительной окружности радиально от центра к периферии, а у колеса с внутренними зубьями — наоборот, от периферии к центру.

Для преобразования вращательного движения в поступательное применяется реечная передача (рис. 426, б), которая состоит из цилиндрического зубчатого колеса и зубчатой рейки. Реечные передачи могут выполняться как с прямыми зубьями, так и с косыми.

Рабочие чертежи зубчатых реек выполняются в соответствии с ГОСТ 2.404—75.

На рис. 427 представлен учебный рабочий чертеж рейки. На чертеже показывают профили двух

РИС 428

РИС. 427

крайних впадин. Линия вершин так же, как и у зубчатых колес, изображается сплошной основной чинней, линия впадин не указывается или показывается сплошной тонкой линией, линия делительной поверхности — штрихпунктирной тонкой линией. В правом верхнем углу чертежа приведена таблица параметров в том виде, как она обычно выполняется на учебных чертежах.

Сопряжение двух окружностей

    При построении внешнего сопряжения двух окружностей m1 и m2 дугой заданного радиуса R (рис.10.9) центр сопрягающей дуги – точка О – определяется пересечением двух геометрических мест и – вспомогательных окружностей радиусов R+R1 и R+R2, проведенных соответственно из центров сопрягаемых окружностей, т.е. из точек О1 и О2. Точки сопряжения А и В определяются как точки пересечения заданных окружностей с прямыми ОО1 и ОО2.

    Внутреннее сопряжение дуг радиусов R1 и R2 дугой радиуса R показано на рис. 10.10.

Image5928.gif (5051 bytes)

Рис. 10.9. Внешнее сопряжение двух окружностей

Image5929.gif (4605 bytes)

Рис. 10.10. Внутреннее сопряжение двух окружностей

    Для определения центра О дуги сопряжения проводим из точек О1 и О2 вспомогательные дуги и – два геометрических места – радиусами R–R1 и R–R2. Точка пересечения этих дуг является центром сопряжения. Из точки О через точки О1 и О2 проводим прямые до пересечения с окружностями m1 и m2 и получаем точки сопряжения А и В. Между этими точками и проводится дуга окружности сопряжения радиуса R с центром в точке О.

    При смешанном сопряжении (рис. 10.11) центр сопряжения О определяется в пересечении двух геометрических мест – вспомогательных окружностей радиусов R+R1 и R–R2, проведенных соответственно из центров О1 и О2 . Точки сопряжения А и В лежат на пересечении линий центров ОО1 и ОО2 с дугами заданных окружностей.

 Image5930.gif (4578 bytes)

 Рис. 10.11. Построение смешанного сопряжения двух окружностей


Последовательность выполнения сборочного чертежа готового изделия