Эксплуатация атомных энергоблоков

Социально-экономический аспект обеспечения безопасности.

В широком смысле социально-экономический аспект обеспечения безопасности вытекает из указанного выше обстоятельства, что само социальное бытие и экономическая деятельность человека является для него источником угроз и рисков. В этом отношении социально-экономический аспект обеспечения безопасности состоит в осознании невозможности избавиться от угроз и рисков техногенного (т.е. антропогенного), в выработке осознанного и ответственного отношении к рискам и угрозам и в выработке основанных на осознании риска и угроз форм бытия.

В узком смысле социально-экономический аспект обеспечения безопасности связан с тем, что, поскольку социальное бытие и экономическая деятельность осуществляется всегда в конкретно-исторических формах, то и виды и масштабы угроз, порождаемых деятельностью человека, и пути их реализации угроз и рисков, также принимают конкретно-исторический характер и определяются типом, уровнем развития и состоянием общества.

Виды и масштабы угроз определяются видами и масштабами сил природы, освоенных человеком. Масштабы и механизмы реализации этих угроз в виде ущерба (в т.ч. вследствие инцидентов, аварий и катастроф) зависят от той конкретно-исторической формы, в которой осуществляется производственная деятельность, в конечном счете – от отношений собственности. Наличие общественных антагонизмов однозначно и существенно повышают риск реализации угроз. Максимально возможная степень защищенности от угроз техногенного характера достигается в условиях социальной гармонии.

Обеспечение безопасности является деятельностью предупредительно- профилактической, поэтому в экономическом отношении - деятельностью чисто расходной, чисто затратной. Поэтому успешность этой деятельности зависит от того, какую долю производимого общественного продукта данный конкретный социум может направить на накопление и развитие, т.е. - от достигнутого уровня развития производительных сил. В этом отношении деятельность по обеспечению безопасности атомной энергетики стоит в одном ряду с такими чисто затратными видами деятельности по обеспечению безопасности, как профилактика инфекционных заболеваний и санитарное дело в целом, прогнозирование погоды, защита от стихийных бедствий и т.п. С другой стороны, уровень развития производительных сил и величина накопленного общественного богатства создают лишь возможность использовать часть этого богатства на обеспечение безопасности. Будет ли эта возможность реализована или нет, будет ли выделены объективно имеющиеся ресурсы на обеспечение безопасности – это зависит от существующего в данном обществе способа распределения материальных благ, состояния общественного сознания. О том, что богатое общество может оказаться не в состоянии эффективно защищаться от угроз природного и техногенного характера, свидетельствует разрушение Нового Орлеана ураганом «Катрин» в августе 2005 г. Однозначно к социально-экономическим факторам следует отнести общий дефицит материальных ресурсов, которыми могли бы оперативно распоряжаться власти города Новый Орлеан и штата Луизиана, в частности - отсутствие государственного и муниципального автотранспорта, в результате чего порядка 200 тыс. человек остались в зоне бедствия. Дефицит ресурсов в самой богатой стране мира обусловлен отношениями собственности. Трудно не согласиться с мнением, что катастрофа Нового Орлеана – это следствие системного кризиса американского образа жизни.

Возвращаясь к реалиям атомной энергетики и рассматривая социально-экономический аспект обеспечения безопасности в свете к уроков чернобыльской аварии, можно сделать целый ряд замечаний.

В значительной степени авария была предопределена недостаточным уровнем развития производительных сил. Само решение о масштабном применении в энергетике страны энергоблоков с реактором РБМК-1000 – сложным в эксплуатации и весьма несовершенным по показателям безопасности - было вынужденным, т.к. советская промышленность на рубеже 60-х-70-х годов не могла обеспечить выпуск реакторов водо-водяного типа в необходимых количествах. В стране существовало единственное предприятие, способное выпускать корпуса реакторов – Ижорский завод.

В свою очередь, дефицит производственных мощностей в значительной степени был вызван тем, что Ижорский завод был загружен изготовлением реакторов для атомных подводных лодок. Начало масштабного развертывания гражданской атомной энергетики в СССР в начале 70-х годов совпало с достижением военно-стратегического паритета. Можно сказать, что военной безопасности СССР добился за счет безопасности гражданской атомной энергетики. В этом смысле можно сказать, что люди, погибшие и пострадавшие от чернобыльской аварии – это жертвы «холодной войны» и гонки вооружений, т.е. это жертвы совершенно определенных конкретно-исторических обстоятельств, совершенно определенного социально-экономического контекста мировой истории.

Экономика – это не только размеры накопленного общественного богатства и масштабы его воспроизводства, но и конкретная общественная структура и отношения власти и собственности, существенным образом определяющие сознание и поведение людей.

В этом отношении предпосылки чернобыльская авария в огромной степени порождены тем обстоятельством, что в СССР в 70-80 годы механизмы управления государством и обществом во многом утратили свою эффективность, что выразилось в невозможности принятия мер по упреждающей модернизации и повышению безопасности реактора РБМК-1000. Система подготовки и принятия решений продемонстрировала способность игнорировать сигналы о выявленных проблемах. Очевидно, что правовые, экономические и общественно-политические взаимоотношения в любой стране необходимо относить не столько отдельно взятой атомной отрасли, сколько к обществу и к государству в целом.

Также очевидно, что способность либо неспособность существующих в стране правовых, экономических и общественно-политических отношений отвечать требованиям безопасности необходимо оценивать не только при использовании атомной энергии, но и в любой другой области материального производства.

Наконец, по характеру правовых, экономических и общественно-политических отношений необходимо оценивать не только в СССР конца 80-х годов XX века, но и в любую другую страну мира в любые исторические периоды.

В любом случае необходимо понимать, что в конечном счете безопасность в любой сфере материального производства обеспечивается правовыми, социально-экономическими и общественно-политическими отношениями.

Резюмируя этот пункт, уместно привести слова Альберта Эйнштейна:

«Чтобы творения нашего разума были благословением, а не бичом для человечества, мы не должны упускать из виду великие нерешенные проблемы организации труда и распределения благ»

Своеобразным и характерным проявлением и воплощением социально-экономических отношений, существующих в каждом данном обществе, является культура. Поэтому в социально-экономическом аспекте обеспечения безопасности выделяется социокультурный фактор, характеризующий поведенческие возможности и способности людей. В атомной энергетике роль социокультурного фактора в обеспечении в значительной степени осмыслена и разработана в концепции культуры безопасности.

Социокультурный фактор – это момент социально-экономических условий. Он проявляется в формировании установок, целей и стереотипов поведения.

Эти установки, цели и стереотипы поведения должны отражать в сознании человека наличие рисков и угроз техногенного характера и регулировать его поведение сообразно наличию и характеру этих угроз. Изначально эти установки формируются самим образом жизни в техногенной среде в условиях индустриального общества.

Несколько утрированное, но верное в своей основе описание внутренних установок и ценностей, необходимых для жизни и деятельности в индустриальном обществе, дает А.П. Платонов в повести «Чевенгур»:

«Особые странные люди ходили по путям: умные и сосредоточенные - стрелочники, машинисты, осмотрщики и прочие. Кругом были здания, машины, изделия и устройства».

Если кругом «машины и устройства», то люди должны быть «умными и сосредоточенными», и даже «странными и особыми» - в этом суть социокультурного фактора.

Говоря о «странности» и «особости» людей, имеющих дело с машинами и механизма, автор подчеркивает разницу в уровне культурного развития людей, воспитанных и дисциплинированных условиями индустриального общества и людей, воспитанных в условиях общества традиционного, и зачастую не имевших дела не только с машинами, но и с металлическими изделиями. Людей, пришедших из деревни, один из персонажей повести третирует как «хлеборобов» и «лесорубов».

«Бывало, близ паровоза люди трепетали, а теперь каждый думает, что он умней машины!

Сволочи, святотатцы, мерзавцы, холуи чертовы! …Это крушение, а не люди! Это бродяги, наездники, лихачи - им болта в руки давать нельзя, а они уже регулятором орудуют! Я, бывало, когда что чуть стукнет лишнее в паровозе на ходу, что-нибудь только запоет в ведущем механизме - так я концом ногтя не сходя с места чувствую, дрожу весь от страдания, на первой же остановке губами дефект найду, вылижу, высосу, кровью смажу, а втемную не поеду... а этот изо ржи да прямо в паровоз хочет!»

 Конфликт обыденного сознания, сформированного в условиях традиционного общества, с требованиями общества индустриального, наглядно показан в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник», где крестьянине – «климовские мужики» - делают грузила из гаек, отвинчивая эти гайки с рельсов железной дороги.

Безусловно, третировать человека только за то, что он является «хлеборобом» и «лесорубом» нельзя, но ни Платонов, ни Чехов этого и не делают – они показывают, что невозможно пересесть «изо ржи да прямо на паровоз» ни для отдельно взятого человека, ни для отдельно взятой страны, ни для человечества в целом – по крайней мере, невозможно без жертв и издержек.

Закрепляются установки необходимых для жизни в индустриальном обществе в процессе общего и профессионального образования. Огромную роль в этом играют естественнонаучные дисциплины.

Научно-технический аспект обеспечения безопасности.

Не существует видов человеческой деятельности, которые не порождали бы опасностей и угроз, поэтому, чтобы избежать актуализации этих угроз в виде ущерба, необходимо осознавать эти угрозы, выявлять механизм и масштабы их реализации, организовывать производственной деятельности таким образом, чтобы минимизировать негативное воздействие и риск, и наконец, опережающим образом создавать средства защиты и профилактики. Опережающее выявление и изучение угроз наиболее эффективным образом происходит в рамках научного познания. Выявление и изучение научными методами механизмов воздействия излучений на живые организмы наилучшим образом подтверждает этот тезис, равным образом здесь подтверждается и то, что сколько-нибудь адекватное изучение излучений и их биологического действия возможно только научными методами. Аналогично только научными методами возможно создание эффективных средств защиты и формирование безопасных способов эксплуатации потенциально опасных объектов.

Роль науки в обеспечении безопасности атомной энергетики весьма многогранна – начиная с выявления и исследования ионизирующих излучений и их источников и заканчивая исследованиями протекания ядерных аварий с помощью математических моделей.

Чернобыльская авария в этом отношении представляет собой пример аварии, которая была предопределена недостаточной изученностью реактора как объекта управления. О слабости и недостаточности научного обеспечения эксплуатации АЭС в тот период говорит, в частности, факт отсутствия полноценных математических моделей динамики как реактора, так и энергоблока в целом.

Правовой аспект обеспечения безопасности

Понимание того, что сам человек является источником угроз и опасностей для самого себя, возникло одновременно с человеком как таковым, поэтому история человечества, история развития производительных сил неразрывно связаны с развитием представлений о том, что само выживание человека предполагает наличие норм и правил, ограничивающих и регулирующих производящую деятельность и взаимоотношения между людьми. Эти нормы и правила не всегда были адекватны и достаточны, и не всегда соблюдались, поэтому угрозы и опасности, обусловленные деятельностью человека, в том или ином виде, в том или ином масштабе реализовывались, нанося ущерб и даже приводя к катастрофическим и гибельным последствиям. Но в любом случае стремление человека защититься от угроз, создаваемых им самим, практически сразу стало воплощаться в виде социального нормирования и социального регулирования, в виде предписывающих и запретительных норм и правил. Эти нормы фиксировались сначала в виде норм морали. Первые моральные нормы в первобытной родовой общине были направлены на предупреждение проявлений зоологического индивидуализма со стороны отдельных индивидов, представлявшего угрозу общине в целом, т.е. указывали на то, чего делать нельзя. С возникновением классового общества требования социального регулирования стали закрепляться как нормы права в виде законов. Первый дошедший до нас правовой акт – кодекс Хаммурапи – уже содержал положения, представляющие собой нормы регулирования безопасности. Пункт 229 Кодекса гласит: «Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен».

Обеспечение безопасности неотделимо от регулирования безопасности нормами и правилами, и ознакомление с основными понятиями и определениями, связанными с безопасностью, является ознакомлением с основными нормами и правилами, зафиксированными в правовых и нормативных документах.

Уместно в связи с этим привести следующую историческую подробность. Кодекс Хаммурапи, как первый известный в истории законодательный акт, был записан на вертикальной поверхности каменной глыбы (столба), и впоследствии вертикальная колонна стала символом права («Столп закона»). В Российской империи «Столп Закона» был геральдическим символом юридического ведомства и прокурорского надзора, изображался на форменных пуговицах мундиров Министерства юстиции, на нагрудном знаке Александровской военно-юридической академии. В несколько измененном виде «Столп закона» вошел в геральдическую систему современной России и, что примечательно к изучаемой нами теме, стал элементом эмблемы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора), занимающейся в том числе регулированием безопасности атомной энергетики.

Атомная энергетика